Общие вопросы развития профориентации в ОО: проблемы и видимые пути решения.

Создание современной техносферы школы, появление разнообразных программ внеурочной и кружковой деятельности технической направленности, одним из самых важных результатов имеют именно предпрофессиональную подготовку и раннюю профориентацию обучающихся.  И это замечательно, ведь  в этой области существует целый ряд проблем.

 

 

1. Проблемы ранней профориентации обучающихся.

 

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с отсутствием системы ранней профориентации обучающихся. Зачастую выбор будущей профессии выпускниками определяется не их возможностями и насущными потребностями рынка труда, а сформировавшимся в ближнем окружении списком «престижных» профессий. По данным Минтруда[1], ежегодно вузы выпускают огромное количество «ненужных» работников. Например, каждый третий студент высшей школы (31%) учится по направлению «экономика и управление», а доля таких специалистов в общем спросе на работников всего 13,7%. Еще больший дисбаланс в «гуманитарных науках»: 20% от общего числа студентов к 3% спроса на рынке труда. При этом Министерство труда РФ уже назвало 50 профессий, которые будут особенно востребованы в ближайшие несколько лет[2]. Главным образом, это профессии, так или иначе связанные с технической, инженерной, конструкторской составляющими.

 

Проводимые в образовательной организации (далее ОО) анкетирования, диспуты и встречи обучающихся с представителями инженерных профессий дают следующие результаты: современные дети имеют крайне малое представление о мире современных технических профессий, о прогнозах на востребованность профессий в ближайшем будущем. Требуется комплексное решение, система работы, в ходе которой знания, получаемые в школе, перестанут быть оторванными от реальной жизни, получат привязку к осознанному выбору будущего пути профессионального развития обучающегося. Данное комплексное решение должно учитывать и региональный компонент запросов на специалистов, знакомить обучающихся с передовыми производствами, сосредоточенными в регионе.

 

2. “Чтобы выбирать, надо попробовать”.

 

Мало быть информированным о спросе на специалистов в ближайшем будущем и представлять себе суть перспективных профессий. Требуется уже на стадии выбора попробовать свои силы в данном направлении. И если с профессиями экономического и управленческого направления знакомство возможно в форме деловых игр или проектных работ, то с техническим направлением все сложнее. Мир технических профессий стремительно меняется. Повсеместно внедряются роботизированные устройства. Инженерные, конструкторские профессии все больше связаны с автоматизированным проектированием, 3D - прототипированием, инженерной графикой. Важно уже на ранней стадии обучения дать возможность детям “потрогать” современные технологии, познакомиться с этапами разработки устройств. Многим это даст возможность понять, чем в действительности им интересно заниматься, и выбрать свою траекторию развития в данном направлении, используя систему дополнительных занятий в своей ОО, или находя требуемые курсы в специализированных центрах района или города. 

 

3. Растить не ПОТРЕБИТЕЛЕЙ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, а будущих творцов, способных придумывать и реализовывать свои идеи в конкретные проекты.

 

В настоящее время существует перекос использования обучающимися компьютерных устройств в “виртуальной” области. Дети видят в них некое “окно в иномир”, в котором можно пообщаться, поучиться, поиграть, послушать музыку, посмотреть видеоролики. При этом технологии такого использования компьютерных средств в основном предусматривают работу с уже созданными ресурсами. Все больше распространяется идеология “Магии вещей”, когда дети восторгаются техническими “гаджетами”, созданными “кем-то умным, взрослым” и не задумываются, как они устроены. Потребляют. Но существует такое понятие, как “технологическая безопасность” страны, требуется обеспечить воспроизводство и увеличение технологического потенциала России, гарантирующего результативность экономики за счет собственных интеллектуальных ресурсов, т.е. растить будущих “изобретателей и творцов”. И это вполне возможно, если ориентироваться на уже существующие разработки в области конструирования, основанные на свободных аппаратных и программных платформах. Эти технологии позволяют обучающимся собирать прототипы работающих устройств модульным методом, писать управляющие программы. Это могут быть устройства самого разного назначения, от элементов “умного дома” и “интернет-вещей”, до роботов-манипуляторов и измерительных лабораторий. Требуется совершить переход от “Магии вещи” к “Я понимаю, как это работает! Могу сделать!”

 

4.  Современные ФГОС и потребности государства в образовательной области “Технология”.

 

Одной из задач, сформулированных в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы[3], является задача развития современных механизмов и технологий общего образования.   Новые стандарты не только предполагают овладение обучающимися организацией практической деятельности во всей проектно-технологической цепочке (от идеи до реализации в модели), но и формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, оценивание последствий применения тех или иных технологий, планирование профессиональной карьеры с учетом востребованности на рынке труда конкретного региона.

 

Во всех этих направлениях существенную поддержку обучению  учащихся может оказать система дополнительных общеобразовательных программ технической направленности на современной основе, включающей элементы перспективных технологий – робототехники, инженерной графики и т.п. При этом российские разработчики уже выпускают ряд программно-аппаратных решений, на основе которых такие курсы могут быть построены. Сдерживающим фактором на пути реализации таких программ является недостаточная методическая проработка темы, отсутствие УМК поддержки соответствующих курсов, апробированных вариантов технической базы.

 

 

 

Кратко - выводы:

 

В условиях развития инновационной экономики страны и повышенного спроса на специалистов, способных работать в условиях непрерывно возрастающих научно-технических требований, пространственно-предметная среда ОО должна обеспечивать знакомство обучающихся с миром современных профессий и предоставлять дополнительные возможности для обучения в области технологий технической направленности.

Возможный путь решения: на текущий момент направление инженерно-ориентированной профориентационной деятельности можно реализовать за счет системы дополнительных общеобразовательных программ технической направленности на основе современных решений в области робототехники, инженерной графики, конструирования и 3D - прототипирования, эти программы  требуется разработать и дополнить их методическим сопровождением, УМК. Уже первые эксперименты в этой области показывают возрастающий интерес обучающихся к миру техники, технического творчества, изобретательству. При этом профориентационная составляющая проявляется в ненавязчивой форме, просто обучающиеся на определенном витке развития задаются вопросом - а как совместить такое интересное занятие с будущей профессией. И на этом, более "взрослом" этапе требуется дополнить текущую деятельность серией интересных мероприятий информационного характера. Оптимальным (по нашему мнению) вариантом была бы проработанная система экскурсий на ведущие технологичные производства региона, знакомство с интересными людьми - профессионалами в области технологий и изобретательства, посещение дней открытых дверей профильных ВУЗов.

 

Калашникова М.А., Винницкий Ю.А., Григорьев А.Г. 2018 г.

 

 



[1] Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6751 от 14 августа 2015 http://www.rg.ru/2015/08/14/professii.html

 

[2] Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

[3]Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, утвержденная Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497.