· 

Цифровая образовательная среда. Проблемы, решения и влияние на социальные установки. Начало.

Винницкий Ю.А. 

Статья опубликована на Новаторе.

Добрый день! В настоящее время словосочетание «Цифровая образовательная среда» у всех на слуху, проблемами ее развития и создания ресурсов озабочено, казалось бы, огромное количество чиновников и разработчиков.  А результат так и оставляет желать лучшего, хотя и появляются отдельные интересные решения, зачастую теряющиеся в море цифрового мусора. Предлагаю поговорить и обсудить ряд насущных вопросов, касающихся того, какой цифровую образовательную среду хотели бы видеть ее основные потребители - учащиеся, педагоги, родители.


Введение, или почему вообще мы занялись этой темой.
Так уж получилось, что мы в 169 школе с января 2020 года начали заниматься новым исследованием в рамках опытно-экспериментальной работы. Тема – «Влияние цифровой образовательной среды и электронного обучения на социальные установки обучающихся основной и средней школы». Тема для нас нетипичная, мы больше специализируемся на разработке цифровых ресурсов, новых робонаборов, написании пособий по современным инженерным технологиям и т.д. Все это можно посмотреть на lab169.ru. И с самого начала разработок мы закладывали в их основу некие принципы, которые понимали и принимали для себя, хотя и не оформляли в каком-то целостном виде. Так, частично это изложено в статьях А.Григорьева «Зачем и как мы учим программировать микроконтроллеры. Как?»   , или в лирическо-технической  зарисовке «Зачем и как мы учим программировать микроконтроллеры. Так зачем?»

И в общем-то принципы были простые, основанные на мотивационной линии – чтобы ребенок лучше познавал мир, а главное, хотел это делать, ему должно быть интересно этим заниматься. Посмотрите на горящие глаза ребят начальной школы, на их активность в той же робототехнике (у меня в 3-их классах по 20 человек в каждой группе внеурочки, и каждый - «великий» конструктор)))) Куда все это девается по пути к 11 классам? Как мы, учителя, умудряемся потерять детское желание учиться? И, проходя по коридорам самых разных школ сколь часто видишь на переменах ребят (да и педагогов иногда), уткнувшихся в смартфоны/планшеты. Потому что там – интереснее. А ведь там, в смартфонах, та самая цифровая среда, правда несколько с другими целями и задачами, нежели образовательные. И понятно, что если это  грамотно использовать, показывать совсем другое применение мобильных технологий, когда смартфон в их руках превращается в инструмент познания, созидания – они отлично на это реагируют .  

Занятие в 4 классе. Дети программируют роботов в мобильных приложениях.

Занятие в 4 классе. Дети программируют роботов в мобильных приложениях.


Таковы современные тенденции. Цифровая среда в реализации на компьютерах может быть куда более насыщенной и технологичной, но пользоваться дети в большинстве случаев предпочитают мобильными устройствами.  Теме использования мобильной техники посвящено уже множество работ, в том числе и опубликованных на Новаторе, разработаны целые технологии их образовательного применения. Можно посмотреть на замечательные презентации с Омской конференции еще 2018 года:
"Образовательные возможности мобильного телефона" - Автор Е.Бауэр
"Гаджетомания, гаджетофобия и методическая компетенция преподавателя" -  Автор Климович Л.

Т.е. что хочу сказать… Есть необходимость понять и обсудить, какие средства могут достучаться до наших учеников, и учитывать это уже на стадии планирования их применения, да и разработчикам не помешало бы проводить такую работу.
Уже десяток лет заинтересованные люди ищут (и находят, что главное!) способы совместить то, что интересно детям, с образовательным процессом. Да и глобальная заинтересованность в получении результатов вроде есть. 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт национального проекта «Образование», который включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год. И ведь в каждом названии проекта прямо звучит: стране необходима проработанная цифровая среда для образования, которая создаст предпосылки для качественного преобразования в современную школу, в которой учащиеся получат возможность развития социальной активности и реализации себя как будущего профессионала.

И вот у нас на дворе 2020 год. Середина пути, между прочим. И мы попадаем в жесткие условия, в которых проверяется, а что же у нас с цифровой образовательной средой? Да, ужасно, что создались такие условия, когда целые страны уходят в карантин, когда включаются периоды самоизоляции, масочный режим и т.д.. Но это и экстремальный вариант проверки готовности цифровых ресурсов, т.к. в этих условиях их ценность и востребованность возрастают многократно. Да, в данном случае больше упор на дистанционное образование и соответствующие электронные ресурсы, но суть то в том, что «правильные» цифровые образовательные ресурсы легко применяются и в обычном, штатном образовательном процессе.  

Что по итогам «авральной» цифровой образовательной весны? Возможно, это только мое личное мнение, но я бы сказал, что мы оказались не готовы. Да, мы выкрутились, ценой энтузиазма и творчества массы учителей и администраторов. Но именно выкрутились.
Есть и плюс. Вновь вспыхнул интерес к цифровому контенту, множество школ ускорили работу по созданию приемлемых сред обучения с цифровыми ресурсами, мощный толчок к повышению квалификации получили и педагоги. Ну и российские ресурсы оценили нехватку контента и мощностей и начали стремительно наращивать и то и другое.

Можно надеяться и на развитие цифровых сред школ, может в ближайшем будущем и исчезнут варианты "дистанционных технологий" в виде почтовых рассылок с заданиями (да, по нашим анкетированиям, такое практиковалось весьма часто), такой же почтовый сбор ответов и т.д. Понятно, что тут большую роль играет и техническая обеспеченность и инфраструктура, наличие  быстрого канала Интернет (в том числе и у педагогов дома, в случае, если  им предписывается такой вариант работы), но это тема отдельного обсуждения.

Давайте вернемся собственно к ЦОС и ее компонентам.
Процитирую интернет – издание Директория-онлайн (рекомендую весь материал посмотреть) :

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. В слове «открытая» заключена принципиальная возможность и право пользователя использовать разные информационные системы и инструменты в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые, используя модульный принцип построения. Среда принципиально отличается тем, что включает в себя совершенно разные элементы, что и позволяет ей динамично развиваться, отзываясь на стремительно меняющиеся внешние условия. При этом крайне сложно предугадать, какие из элементов среды окажутся наиболее востребованными, какие быстро исчезнут как неиспользуемые, какие окажут максимальное влияние на позитивное изменение образовательного процесса, какие приведут к ухудшению результатов. Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Таким образом, в нормальной современной ЦОС могут быть собраны самые разные инструменты, главное – обеспечение эффективности системы и удобства ее использования. Согласен. На текущий момент единой системы «одного окна», к которой можно подключиться и получить все многообразие функция, требуемых от ЦОС, не существует.
Один инструмент обеспечит администрирование (куда без него) пользователей и разнообразные методы получения информации между ними. Другой – хороший контент по определенным предметам (не всегда по всем, и тут надо постоянно мониторить изменения предложений). Третий – возможность проведения лабораторных работ и экспериментов в «виртуальном» мире. И т.д. и т.п.

Собираем ЦОС (из опыта весны 2020). Выбираем систему управления.

И вот необходимость отбора этих самых элементов ЦОС внезапно свалилась на школы. Нет, мы и ранее использовали различные цифровые ресурсы, формировали техносферы школы… Но так серьезно и массово ЦОС потребовалась именно весной 2020 года, когда потребность в организации цифрового пространства для обучения стала просто насущной необходимостью)
Если бы меня спросили о каком-то первичном элементе ЦОС, я бы назвал систему организации и управления образовательным процессом, причем (с учетом опыта весны 2020) с возможностью осуществления этой работы в дистанционном формате. Такая система должна позволять:

  • пакетно вводить пользователей,
  • распределять пользователей по группам и уровням доступа к ресурсам,
  • иметь расширенный набор приложений для совместного документопользования (дисковое пространство, набор офисных приложений, виртуальные рабочие доски и т.д.),
  • использовать внутренние защищенные механизмы организации видеотрансляций и встреч, с автоматическим созданием календарей и занесением в классы и т.д.).

Кроме того, исходя из результатов анкетирования школьников, подобная система на текущем этапе обязана иметь мобильные приложения для iOS и Android, развитую систему связи и организации мобильного обмена данными (сфотографировал решение и одним движением отправил в ответ на свое задание).

Что будем испольовать?
Что использовать?
Многие могут сказать, что есть же свободный Moodle, само название которого является аббревиатурой Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle   Да, Moodle есть, но разворачивание на его основе полноценного образовательного портала весьма сложная задача, да и технически для работы в дистанте она должна быть развернута на хостинге учебного заведения, что накладывает определенные требования как на пропускную способность, так и на объемы хранилища. Можно и на сервере школы, но для внешней связи опять же, требования белого IP или/и продвинутого системного администратора. Кроме того – как часто вы видели реально используемые в школах в качестве основы ЦОС Moodle с привязкой мобильных приложений и их активным использованием учащимися?  Единичные случаи. Большинство же систем на основе Moodle – сборники учебных материалов в виде страниц текста и ссылок на видео. Я бы оставил Moodle те функции, для которых эта среда подходит оптимально – создание и управление учебными курсами, собственно контентом обучения. В массовом школьном применении система заиграет только при изменении системы штатного расписания и финансирования техподдержки (грамотные системные администраторы, инженеры поддержки, белые IP и т.д.)

Из других решений можно подумать об облачных вариантах. Плюсы в том, что в таком случае потребуется в основном администрирование ресурса, а не его создание и техподдержка на серверном уровне.
К таким вариантам, например, относится  Microsoft Teams (проприетарное решение, платное, но доступное школам, покупающим пакетные решения Microsoft)
Знаю, что ряд школ успешно использует данный вариант, так что вполне жизнеспособное решение, хорошо документированное для желающих развернуть образовательное решение от Microsoft.

Решение от Microsoft

Инструменты совместной работы, продвинутое администрирование, мобильные приложения, все это реализовано в Microsoft Teams.

Почему мы в школе не используем Microsoft Teams? Ну, мы больше ориентированы на СПО и бесплатные облачные решения. И потому мы развернули систему управления на основе Google Workspace, ранее – G Suite. Это решение  в варианте G Suite for Education, бесплатно и доступно для образовательных организаций.

Из плюсов системы могу назвать: мощная панель администрирования, достаточно эффективные инструменты совместной работы, отличные мобильные приложения.
 

Панель администратора G Suite

Пример: панель администрирования G Suite

Ну и немаловажно, что большинство приложений уже знакомо массе пользователей по обычным Google-сервисам. Все быстро, не зависает, отличный инструментарий обратной связи, уведомления и у преподавателя и у студентов курса.
Именно совокупность сильных сторон вывела приложения от Google на первое место по удобству работы (анкетирование более 1200 учащихся из 7 школ), по итогам обучения во время самоизоляции.

И тут возникает один интересный момент. Я не зря пишу – на первое место вышли именно сервисы Google а не G Suite. Именно эти сервисы, в числе которых и Google Класс, массово использовались в первые, экстремальные дни запуска обучения с использованием дистанционных технологий. И это понятно – надо было в короткий срок организовать связь и обмен заданиями, а что есть у каждого владельца смартфона на Андроид? Правильно, аккаунт Google. Следствие - большая часть опрошенных учебных заведений на каком-то этапе начала использовать Google Class с обычными «гражданскими» аккаунтами Google, несмотря на то, что при создании учебных курсов все преподаватели видят такую вот картинку:

Ставим галочку?

Т.е. использовать этот ресурс в учебном заведении НЕЛЬЗЯ! По лицензионным соглашениям. Ибо не выполнены условия конфиденциальности и безопасности, применяемые к таким категориям использования. И при этом я часто слышу на вебинарах, как замечательно используется именно Google Class для организации занятий, и при этом крайне редко – про G Suite, специально для этого предназначенный.  Причина понятна – сервисы Google давно всеми освоены и используются.

Но в G Suite все по сути то же, и тот же G Class и диск (только обратите внимание – безразмерный!) и Google Meet (только с большими возможностями для организатора телеконференции) и т.д. Но! Для разворачивания G Suite  требуется, чтобы у школы был свой интернет домен. Например, наш домен – sch169.ru, кстати, бесплатный, как и хостинг, все по проекту Ru-Center будущему, который и сейчас работает, можно подключиться, если вы образовательное заведение. Информация - http://edu.nic.ru/ Так что отсутствие домена - это не слишком большое препятствие, а выигрыш весьма ощутим, вы получаете мощную бизнес-систему управления образованием с удобным администрированием.

Я не рекламирую данное решение, просто пока не могу предложить что-то еще бесплатное и эффективное для базовой задачи – создать образовательное пространство с централизованным администрированием и развитой обратной связью. Проблемы тоже есть, в первую очередь – неопределенность будущего в политике Google. Как дали, так и забрать могут. Хотелось бы видеть подобное по функционалу и бесплатное для образования российское решение, на базе того же Яндекс. Ну, может и доживем.

Возможно, есть какие-то другие платформы, но комплексных облачных (чтобы не привязываться к уровню и качеству технической поддержки школьной техносферы) решений для централизованного управления образовательными ресурсами я навскидку назвать не могу.

Думаю, на этом я закончу текущую статью, первую из цикла. После выбора и запуска системы управления и совместной работы для ЦОС требуется отобрать сам образовательный контент, как минимум.

В последующих постах планируется обсудить особенности отбора существующего и создания нового образовательного контента    в цифре, новых систем администрирования образовательного процесса (есть крайне интересные решения, только с конкурса инновационных разработок) и другие интересные вопросы.

Пока же интересно выслушать мнение коллег по поводу первого обсуждаемого элемента ЦОС – систем управления образовательным процессом с дистанционной составляющей. Кто и что использовал, может есть какие-то принципиальные находки, что лучше, что хуже получилось и почему.

 

Чего не хватает в современных системах управления и как должно это «что-то» работать. Пишите, нам есть о чем поговорить. Так же с удовольствием отвечу на вопросы по получению бесплатного хостинга и домена, разворачиванию G Suite и т.д.